Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

№ 2-2004 г. Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) "Прага"

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 2-2004 г. "Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) "Прага"
(100 фото, таблицы, чертежи, цветная вкладка)
История создания, производства и боевого применения легкого танка Pz.Kpfw 38(t) "Прага".

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...
ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ
Танк Pz.Kpfw 38(t) послужил базой для создания ряда опытных образцов и проведения экспериментальных работ.
Так, в феврале 1941 года на базе этой машины изготовили плавающий танк. Работы над этим проектом велись в рамках подготовки к операции «Морской лев» - десанту на Британские острова. Работы велись на ВММ совместно с немецкой компанией Kassboehrer.
Для обеспечения плавучести Pz.Kpfw 38(t) он оснащался лодкообразным понтоном АР-1, имевшим в середине отверстие для установки танка. Сзади находились два гребных винта, приводимых во вращение специальным приводом от двигателя танка. Корпус танка, а также все люки и смотровые приборы герметизировались, а для подачи воздуха к двигателю за башней установили специальную воздухоза-борную трубу.
Испытания Pz.Kpfw 38(t) с понтоном АР-1 прошли в июне 1942 года на реке Влтава. Результаты их оказались весьма успешными -скорость танка в спокойной воде достигала 8 км/ч. Первоначально планировалось изготовить 100 комплектов понтонов АР-1, но после отказа немецкого командования от высадки в Англию, все работы по этому проекту свернули, а опытный образец АР-1 вместе с танком отправили на полигон в Кумме-сдорфе.
В феврале 1942 года на одном Pz.Kpfw 38(t) установили танковые пулеметы MG-34. Это было сделано с целью унификации танкового вооружения вермахта, так как стоявшие на чехословацких танках пулеметы ZB vz.37 были слишком дороги и сложны в производстве. Однако дальше изготовления опытного образца дело не пошло.
В мае 1942 года на танке Pz.Kpfw 38(t) Ausf.G (шасси № 1481) испытали тропические фильтры и улучшенную систему охлаждения двигателя. Позже аналогичные изменения вносились в конструкцию истребителей танков «Мардер» на базе Pz.Kpfw 38 (t), отправляемых в Северную Африку.
В 1942 - 1943 годах немцы проводили эксперименты по воздушной транспортировке танка Pz.Kpfw 38(t) шестимоторным планером Ме-323 «Gigant». О результате этих испытаний ничего не известно.
Кроме того, в некоторых источниках встречается упоминание о переделке нескольких Pz.Kpfw 38(t) в огнеметные танки с установкой огнемета вместо пулемета в лобовом листе корпуса. Однако фотографий, подтверждающих существование такого варианта, пока не обнаружено.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ТАНКИ
В начале Второй Мировой войны танковые части вермахта не имели в своем составе специально сконструированного разведывательного танка. Во время боев в Польше и Франции для этой цели использовали Pz.I, впрочем, не очень успешно из-за их невысокой скорости и слабого вооружения.
В июле 1940 года центр по испытанию и разработке танков 6-го департамента вооружений Генштаба (Wa.Pruf. 6) предложил трем компаниям, выпускавшим легкие танки - «Шкоде», ВММ и MAN - спроектировать и изготовить специальную машину для разведки. Предполагалось, что при боевой массе 12-13 тонн новый танк будет развивать скорость не менее 50 км/ч, иметь броню в 20 - 30 мм и вооружаться 20 -37-мм орудием и одним пулеметом.
При проектировании нового танка «Шкода» за основу взяла свой LT vz.35, присвоив ему обозначение Т-15, базовой моделью для танка VK1303 фирмы MAN стал Pz.Kpfw II, а ВММ использовала хорошо зарекомендовавшее себя шасси TNH-S. Новый танк получил обозначение TNHnA (neue Ausfuhrung). Из-за установки более мощного двигателя Praga NR в 248 л.с. и новой коробки перемены передач Вильсона по сравнению с TNH-S пришлось увеличить размеры корпуса, диаметр опорных катков изменили со 775 мм до 810 мм. Башня была полностью переделана, ее вооружение состояло из 37-мм пушки А22 завода «Шкода» и одного пулемета. Проект вместе с проектами «Шкоды» и МАН представили на рассмотрение Wa.Pruf. 6 в конце 1940 года. Тогда же эти компании получили заказ изготовить по пять опытных образцов к лету 1941 года. Между собой опытные образцы отличались способом соединения (сварка или клепка) и толщиной броневых листов корпуса и башни.
По утвержденному Wa.Pruf. 6 плану первый образец ВММ должна была изготовить в декабре 1941 года, а четыре остальных -к концу января следующего года. График был соблюден, и в последних числах января 1942 года TNHnA вместе с Т-15 и VK13O3 отправили на Куммерсдорфский полигон. В течении марта и апреля здесь проходили сравнительные испытания танков трех фирм. Самым удачным оказался TNHnA -пройдя 3866 км, он не обнаружил серьезных недостатков конструкции. VK13O3 оказался недоработанным, а у Т-15 постоянно возникали проблемы с двигателем и коробкой перемены передач. Окончательные испытания проводились 6-8 октября 1942 года. Испытываемые прототипы прошли 338 км за 9 часов с максимальной скоростью 75 км/ч. Тактико-технические характеристики всех трех машин оказались похожими, но TNHnA отличался от своих конкурентов более высокой надежностью и меньшей стоимостью. Поэтому комиссия, производившая испытание всех трех танков рекомендовала принять TNHnA на вооружение вермахта. Однако благодаря связям руководства фирмы MAN с Управлением вооружений, именно она получила заказ на 800 разведывательных танков VK13O3, которые приняли на вооружение как Pz.Kpfw II Ausf.L («Luchs»).
Что касается TNHnA, то эти машины использовались фирмой ВММ для отработки различных узлов и агрегатов. Например, в 1943 году на одном из них установили дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra 103, на другом, уже после окончания войны, испытывали 47 и 57-мм полуавтоматические пушки завода «Шкода». Последний TNHnA отправили на слом в конце 50-х годов. Pz.Kpfw II Ausf.L оказался сложным и дороем, поэтому уже в июле 1943 года фирма оММ получила задание разработать новый Разведывательный танк, используя агрегаты Pz-Kpfw 38(t). В качестве вооружения рассматривались два варианта - 20-мм автоматическая пушка KwK38 с пулеметом MG42 во вращающейся башне и 7 5-мм пушка KwK 38 L/24 в неподвижной рубке. Работы шли высокими темпами - в сентябре представителям инспекции танковых войск вермахта и Управления вооружений продемонстрировали деревянные макеты обеих вариантов, а в январе 1944 года 6 старых шасси Pz.Kpfw 38(t) переделали в разведывательные танки - четыре с 20-мм и два с 75-мм пушками.
Первый вариант представлял собой шасси Pz.Kpfw 38(t), корпус которого имел уширенную подбашенную коробку, на которой устанавливалась башня 2cm Hangelafette 38 с 20-мм пушкой KwK38 и пулеметом MG42 (башни аналогичной конструкции ставились на тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz 234/1). Кроме того, из-за установки более мощного двигателя Praga ЕРА/2 мощностью 160 л.с. пришлось переконструировать систему выхлопа. Второй вариант танка отличался лишь наличием вместо башни неподвижной рубки с 75-мм пушкой.
После испытания на вооружение приняли вариант с 20-мм пушкой, получивший обозначение Aufklarungspanzer 38(t) и индекс - Sd.Kfz. 140/1. Несмотря на удачную конструкцию этих машин выпустили совсем немного -37 в феврале и 33 в марте 1944 года. В качестве базовых для их производства использовали шасси Pz.Kpfw 38(t) Ausf.M, которые были разработаны для изготовления истребителей танков Marder III. От базового танка они отличались более мощным двигателем и новой коробкой перемены передач ZF, что позволяло Aufklarungspanzer 38(t) разгоняться по шоссе до 58 км/ч. Все эти танки поступили на вооружение разведывательных батальонов танковых дивизий и воевали на советско-германском и западном фронтах.

...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.