Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 5-2005 г. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны
(88 страниц, 86 фото и чертежей)
Создание, производство, типы, применение российских и советских мотоброневагонов и бронедрезин.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...
В ГОДЫ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны строительство бронедрезин носило спонтанный характер и было весьма небольшим. Тем не менее, в 1941 году были попытки наладить их серийный выпуск. Так, 25 ноября 1941 года начальник управления бронепоездов и бронемашин полковник Чабров направил на утверждение тактико-технические условия на бронедрезину БД-41:
"1. Легкая бронедрезина монтируется на шасси автодрезины Уа производства Калужского завода.
2. Перед бронировкой с автодрезины снимаются кузов и пол. Рессоры усиливаются добавлением одного коренного листа. Педаль муфты включения и рычаг акселератора переделываются для более удобного пользования ими.
3. Основу броневого корпуса БД-41 составляет корпус танка Т-40.
4. До постановки броневого корпуса танка на шасси дрезины все внутренние агрегаты танка и ходовая часть демонтируются.
5. Корпус танка устанавливается на раму автодрезины с просветом 150 мм. Корпус устанавливается в направлении продольной оси дрезины с таким расчетом, чтобы задний срез корпуса танка совпадал с внешней гранью заднего бруса рамы дрезины.
6. Корпус танка укрепляется к раме дрезины с помощью 4 лап на заклепках, с использованием под заклепки существующих отверстий в корпусе танка.
7. В корпусе вырезаются отверстия для радиатора и входных дверей. Двери изготавливаются из 2-слойного 10 мм железа и ставятся на петлях и внутренних запорах.
8. В нижней части дрезина укрывается железом толщиной 10 мм (лобовой и нижний листы 8 мм). Над буксами ставятся дверцы на петлях.
9. В передней части дрезины ставится откосный лист толщиной 10 мм. Образующееся пространство между ним и передним откосным листом корпуса танка используется для установки бензобака и хранения инструмента. Для укрытия бензобака ставятся дополнительные листы толщиной 7-8 мм.
10. Бронировка радиатора состоит из жалюзи с постановкой впереди металлического листа толщиной 10 мм.
11. Пол дрезины металлический (3 мм) с деревянным настилом. В задней части делается лаз размером 450x450 мм.
12. Внутри дрезины устанавливаются 2 откидных сиденья (кроме сидений для башенного стрелка и водителя).
13. Кроме имеющихся смотровых щелей в задней части прорезаются 3 щели: 2 по бокам, 1 сзади. Смотровые щели должны закрываться задвижками, установленными снаружи и укрепленными изнутри.
14. Внутри дрезины устанавливается электроосвещение, состоящее из двух постоянных и 1 переносной точек.
15. Вооружение дрезины - пулеметы ДШК обр. 1938 г. и ДТ в башне.
16. Дрезина окрашивается внутри в светлый цвет, снаружи в защитный.
17. Приемка дрезины производится представителем ГАБТУ КА".
На следующий день, 26 ноября требования на БД-41 были утверждены начальником Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенантом танковых войск Федоренко и переданы на московский вагоноремонтный завод имени Войтовича (ныне Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича, шоссе Энтузиастов, 4). Заводу поручалось в срочном порядке разработать рабочие чертежи и развернуть выпуск бронедрезин БД-41, используя корпуса не подлежащих ремонту танков Т-40.
Следует сказать, что к этому времени завод имени Войтовича был эвакуирован в Красно-уфимск, поэтому перед оставшимся в Москве небольшим коллективом стояла очень трудная задача - не хватало оборудования, материалов, квалифицированных специалистов. Тем не менее, рабочие и инженеры справились -с 5 декабря 1941-го по 11 февраля 1942 года они передали Красной Армии 5 бронедрезин БД-41. В отчете завода имени Войтовича о работе в годы войны об этом сказано кратко - произвели «бронирование автодрезин типа У* путем пересадки на них корпуса танка Т-40».
Судя по фотографиям, как минимум на двух БД-41 башни Т-40 заменили башнями двухбашенного Т-26, при этом на одной из них корпус Т-40 не использовался. Кроме того, хорошо видно, что бронирование произведено грубо, и с отклонением от утвержденных в ГАБТУ условий. Тем не менее, работа была сделана и БД-41 поступили на вооружение бронепоездных частей, правда куда конкретно - пока установить не удалось. Достоверно известно, что одна из них в 1943-1944 годах действовала в составе 7-го отдельного дивизиона бронепоездов.
Следует сказать, что судя по документам ГАБТУ завод имени Войтовича был не единственным предприятием Москвы, изготавливавшим бронедрезины. Согласно «Отчета о работе Управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА за 1941-1945 г.», составленного в 1945 году сказано: «В течении 1942 г. было изготовлено 7 бронедрезин на шасси мотовоза М3/2 и автодрезин УЧ Бронедрезины изготавливались с использованием корпусов башен легких танков на заводе НКПС им. Войтовича и в депо Московского жд. узла». Однако автор не располагает информацией о том, что за дрезины на шасси мотовоза были изготовлены.
Строительство БД-41 пожалуй было единственным случаем во время Великой Отечественной войны, когда изготовление бронедрезин велось по директиве «сверху» (в отличие, например, от строительства бронепоездов, которое как правило, велось по постановлениям ГКО - Государственно Комитета Обороны). Часто факт изготовления бронедрезины подтверждается фотографией, но никаких других данных о ее постройке найти не удается, хотя в отдельных случаях удается найти и документы. Следует сказать, что число бронедрезин, изготовленных на предприятиях бывшего СССР в годы Великой Отечественной войны было невелико, и едва превышало 20 единиц. В качестве базы для них использовались шасси мотовоза М3/2 или дрезины У3 -они более всего подходили для бронирования, и довольно большое их количество эксплуатировалось на железных дорогах СССР в предвоенные годы.
Использование в конструкции бронедрезин частей разбитых и не подлежащих ремонту танков де было единственным на заводе имени Войтовича. Похожая конструкция (правда, в одном экземпляре) была изготовлена и в Ленинграде.
В августе 1941 года работники Ленинград -Варшавской железной дороги начали строительство бронепоезда для Красной Армии. К 23 сентября состав был готов, и начались работы по установке вооружения. Одновременно по инициативе Ленинского райкома ВКП(б) для усиления бронепоезда на заводе имени Кирова «была оборудована бронедрезина с вооружением из 8 пулеметов и двумя вращающимися башнями». Дрезина поступила на укомплектование бронепоезда "Народный мститель", который позже вошел в состав 71-го дивизиона бронепоездов. Судя по документам, она использовалась в составе бронепоездных частей Ленинградского фронта до лета 1945 года.
На сегодняшний день известно только одна фотография этой боевой машины, на которой видно, что при ее постройке использовались башни от танков БТ-2, причем с пулеметным вооружением. Правда, не удалось достоверно установить, какая база использовалась при изготовлении - Уа или мотовоз М3/2 (по мнению автора, это М3/2).
В начале ноября 1941 года на Ворошилов-градском паровозостроительном заводе по чертежам технического отдела 28-й отдельной железнодорожной бригады были изготовлены «бронемотовоз и бронедрезина, вооруженные пулеметами». Они поддерживали бронепоезда № 2 «За Родину», 6 и 11 в боях 19-21 ноября 1941 года в боях у Голубовки и станций Водопровод и Сентяновка, но никаких сведений о конструкции, вооружении и дальнейшей судьбе этих машин найти пока не удалось, как и нет пока их изображений.


...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.