Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Легкий танк Т-70.

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 5-2006 г. Легкий танк Т-70
(80 страниц, 103 фото и чертежа, таблицы, цветная вкладка)
История создания, производства, боевого применения советского легкого танка Т-70 и техники на его базе.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...
ГОД 1943 Й

Следует сказать, что начало производства танков Т-70М выявило целый ряд проблем, связанных с тем, что детали ходовой части у Т-70 и Т-70М были не взаимозаменяемы, что создавало определенные трудности при ремонте легких танков в войсках, откуда часто поступали не вполне лестные и иногда даже ругательные отзывы. Положение было столь серьезным, что а апреле 1943 года наркомат танковой промышленности получил следующую телефонограмму Ставки ВГК:
«Тов. Зальцман! В настоящее время вы сдаете в действующую армию танки Т-70 выпуска двух видов, в значительной степени отличающиеся по конструкции, что приводит к невозможности нормального обслуживания указанных танков в танковых соединениях. Это недопустимо, особенно в то время, когда Красная Армия как никогда нуждается в упрощении обслуживания матчасти танковых войск - основы наступления. Прошу срочно разобраться. Сталин».
Разрешению зтого серьезного вопроса техническое управление НКТП посвятило специальное заседание «о совершенствовании конструкции легкого танка», состоявшееся в мае 1943 года. На заседании выступали: Н. Астров, М. Щукин, Н. Попов, А. Канищев, С. Гинзбург.
В ходе совещания отмечалось следующее: «1. Доработать танк Т-70 до уровня Т-70М в полевых условиях не представляется возможным.
2. В виду предстоящего освоения танка Т-70М с двухместной башней оставшиеся в войсках танки Т-60 и Т-70 изымать и отправлять в военно-учебные заведения для несения службы до полного износа.
3. Параллельный выпуск Т-70 и Т-70М считать недопустимым. В настоящий момент выпуск танка Т-70 прекращен...».
Но укоризненные письма из войск о проблемах обслуживания Т-70 и Т-70М продолжали поступать вплоть до зимы 1943 - 1944 годов, после которой начала стираться и сама память о легких танках отечественной сборки.
Интересно, что и первые отзывы о Т-70М из войск были порой, мягко говоря, сдержанными: «Новая разновидность танка Т-70 перетяжелена. При переправе роты легких танков через деревянный мост на р. Алешня, три танка выпуска 1942 г. легко преодолели его, тогда как под танком выпуска 1943 г., масса которого была на 1,2 т. больше, провалился настил... Танк застрял, замедлив темп наступления бригады...».
Или такое: «Подвижность вне дорог танка Т-70М снижена по сравнению с подвижностью Т-60 и Т-70, так как последние имеют меньшее значение удельного давления на грунт, и, как следствие, лучшую проходимость...».
Однако были и донесения другого характера. Например, согласно отчетов 3-й гвардейской танковой армии, в ходе длительных маршей модернизированный легкий танк, вел себя предпочтительнее Т-70:
«В ходе преследования противника танки Т-70М вьшуска ГАЗ, показали себя наиболее надежными среди всех имеющихся в наличии образцов отечественной боевой техники... Из числа 15 танков Т-70М лишь два имели незначительные поломки МТО, приведшие к выходу танков из строя на срок от 20 мин до одного часа, тогда как из общего количества в 6 машин Т-70 четыре вышли из строя на все время операции по причине поломки КПП (один танк), обрыва торсиона (два танка), а также срыва зубчатого венца ведущего колеса и лопнувших траков (один танк)... Вывод: Танк Т-70М наглядно показал свою надежность...».
Следует отметить, что увеличение массы Т-70М часто вызывало перенапряженный режим зксплуатации двигателя, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для решения последней проблемы предполагалось устанавливать на Т-70М более мощный мотор М-80. Так, ГАЗу поручалось изготовить 20 танков Т-70М с двигателями М-80 и в феврале 1943 года передать их для испытаний военным. Однако выполнить зтого так и не удалось, и 26 мая 1943 года начальник технического отдела НКСМ В. Гарбузов отправил в Горький письмо следующего содержания:
«ГАЗ до сих пор не выполнил постановление ГКО от 27 декабря 1942 года и приказ Народного комиссара среднего машиностроения № 631сс от 29 декабря 1942 года в части, касающейся выпуска 20 танков Т-70 с моторами М-80 и сдачи их ГБТУ для проведения испытаний в марте 1943 года. Для доклада Народному комиссару немедленно сообщить по ВЧ кратчайший срок сдачи ГБТУ 20 танков Т-70 с моторами М-80».
В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод № 38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76 (СУ-12). В результате зтого решения с 1943 года легкие танки для Красной Армии вьшускали только в Горьком. Если в первой половине 1943 года производство Т-70М на ГАЗе шло по плану, то вторая половина года явилась для коллектива завода серьезным испытанием и преодолением больших трудностей по восстановлению завода после налетов немецкой авиации 5 -14 июня. В результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 попали непосредственно на территорию завода. Немецкие летчики использовали осколочно-фугасные бомбы 250 - 1000 кг и зажигательные (термитные) 1 - 250 кг, а также в большом количестве осветительные ракеты (для обнаружения целей).
В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо. В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и злектропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех № 2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.
После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача злектроэнергии из-за разрушения линии злектропередач, вышел из строя водопровод, а, кроме того, завод оказался без сжатого воздуха -были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21000 кв.м. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5900 единиц технологического оборудования (51%), 8000 злектромоторов (5620 из них полностью уничтожены), 9180 м конвейеров и транспортеров, более 300 злектросварочных машин, 14000 комплектов злектро и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов.
В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М. Но уже 28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на вьшуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось. Но, используя задел по легким танкам, Горьковский автозавод дал Красной Армии в сентябре - октябре еще почти 600 Т-70М, а последняя машина зтого типа была сдана представителю военной приемки в первых числах декабря. Всего за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателен ГАЗ-203. Всего же за 1942 - 1943 года заводы № 37, 38 и ГАЗ произвели 8321 танк Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5000 штук, или более 60 %.

...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.