Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Харьковские "восьмидесятки"

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 6-2007 г. Харьковские "восьмидесятки"
(72 страницы, 88 фотографий, чертежи, цветные фотографии)
История создания и развития, конструкция советского/украинского основного боевого танка Т-80УД и Т-84

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...
...

В конечном счете, руководствуясь принципом «лучшее - враг хорошего», выбор сделали в пользу более реальной машины «объект 478Б», получившей известность как «Береза». Новый танк должен был сменить Т-64, за 20 лет производства уже исчерпавший резервы совершенствования; особенно ощутимо это было в ходовой части, уже не удовлетворявшей требованиям по скорости и несущей способности - прирост массы после серии доработок был заметным. В конструкции «Березы» удачно компоновались «выносливое» шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие комбинированную броню, экранирование бортов и навеску «динамической брони», а мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 т массе (у первых Т-80 она составляла 42 т). Высокая энерговооруженность позволила добиться примечательных характеристик удельной мощности танка -21,7 л.с/т (у Т-72Б с дизелем В-84 она составляла 18,8 л.с/т , у последних модификаций Т-64 - 16,5 л.с/т), обеспечив быстроходность и подвижность машины.
В то же время удельные расходные характеристики двигателя оставались практически на том же уровне, что и у «обычных» дизельных моторов, что благоприятно сказывалось на автономности танка -запасе хода по топливу и маслу без дозаправки, по которому он превосходил газотурбинные Т-80 почти на 40%. Правда, производство двигателя 6ТД как высокотехнологичного и сложного изделия требовало значительных расходов - его расчетная стоимость в серии составляла примерно 20 тыс. рублей, вдвое дороже челябинских и барнаульских моторов, но в производстве новый дизель сохранял высокую степень унификации с 5ТДФ, используя тот же станочный парк, производственные линии, техпроцессы и цель сочли оправдывающей средства (все-таки он был куда дешевле ГТД).
Для машины подготовили новый комплекс вооружения, включавший лучшее, что могла тогда предложить промышленность - современный комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс» с ракетой 9М119 с лазерным наведением (вместо прежнего радиокомандного комплекса 9К112 «Кобра»), систему автоматизированного управления огнем 1А45 «Иртыш» и прицельное оборудование с комбинированным командирским прицелом/прибором наблюдения ТКН-4С «Агат», ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» и лазерным прицелом-дальномером 1Г46. Комплекс вооружения, прошедший отработку на харьковских танках, обладал еще и таким неоценимым преимуществом, как простота и удобство применения, доступного рядовому танкисту срочной службы, чего нельзя было сказать о первом поколении управляемых ПТРК и системах управления огнем, управиться с которыми мог далеко не каждый офицер. К слову, когда зашла речь о модернизации Т-72, его оснастили тем же отработанным комплексом управления огнем 1А45, что в конце концов привело к появлению широко известного ныне Т-90.
Защищенность танка повысили устройством навесной динамической защиты «Контакт-1», дополнившим броню из комбинированных преград, сочетающих броневую сталь с пакетами стеклотекстолита, являющегося эффективным проти-вокумулятивным средством. Башню в передних проекциях прикрыли дополнительными контейнерами динамической защиты, вынесенными перед ее поверхностью, а также накладными контейнерами в верхней проекции. Живучести танка способствовало и исполнение мотоотсека: если у танков с вентиляторной системой охлаждения попадание на корпус зажигательным средств или разлившегося из пробитых баков топлива приводило к их протеканию внутрь, попаданию на горячий двигатель, трансмиссию и почти неизбежному пожару, то используемый для охлаждения турбодизеля эжектор находился в герметичном коробе над мотором и попавшее туда горящее топливо или огнесмесь «зажигалок» выбрасывались выхлопными газами наружу, не позволяя развиться пожару (что и бывало при эксплуатации Т-64). Танк оборудовали закрытой зенитной пулеметной установкой своей же разработки, позволявшей вести прицельный огонь прямо с рабочего места командира, не открывая люков, что выгодно отличало ее от других образцов (того же Т-72 и ряда «восьмидесяток»).
Предложения харьковчан были сочтены вполне убедительными (особую роль при этом сыграл отстаивавший свое изделие напористый и пробивной заместитель главного конструктора ИЛ. Протопопов). Производство Т-80У в Харькове, давшее всего 45 машин, сворачивалось, а на смену ему вновь восстанавливался выпуск дизельных танков (полностью он и не прекращался, продолжая до 1985 года поставки модернизированных «шестьдесят-четверок»). Разумеется, не могло обойтись без веского слова Министра обороны.
Однако к тому времени и в позиции Д.Ф. Устинова произошли некоторые перемены: обладая широким кругозором и всю жизнь посвятив «оборонке», он менее всего был склонен к слепому «проталкиванию» тех или иных идей, имея весьма объективное представление об итогах «турбинизации» бронетанковых войск, в том числе и с экономической точки зрения. 11 сентября 1984 года вышло завизированное им Постановление правительства «О мерах по созданию новых газотурбинных двигателей и по организации серийного производства этих двигателей и усовершенствованных танков Т-80Б». Несмотря на название, документ содержал задание Миноборонпрому создать к концу пятилетки мощности по выпуску 6000 дизельных двигателей типа 6ТД и 2500 танков с ними, тогда как ГТД-1250 предписывалось произвести только 2000 штук и 1500 - газотурбинных танков. Следующий правительственный документ по этому поводу готовили уже без участия Д.Ф. Устинова, скончавшегося 20 декабря 1984 года, и он без обиняков именовался «О мерах по организации серийного производства танковых многотопливных дизельных двигателей 6ТД и танков типа Т-80У с этими двигателями». Этим Постановлением, выпущенным 2 сентября 1985 года, Миноборонпром и Госплан СССР обязывались представить в 1987 году решение о начале серийного производства дизельных «восьмидесяток».
К концу того же 1985 года были собраны и первые пять «Берез», тут же переданных на полигон (параллельно для подстраховки подготовили и пару танков с большей степенью преемственности, на которых ограничились заменой силовой установки обычных «219А» на дизель 6ТД). Испытания машин проходили в разных широтах и климатических условиях, включая полигоны в сибирской Юрге и Келята под Ашхабадом, где проверялась работоспособность машины в горной местности с разреженным воздухом и при высокой запыленности, защита от которой являлась предметом особой заботы конструкторов. На этих образцах удалось избавиться от многих дефектов: доработали маслосистему, довели эжекционную систему охлаждения, наладили запуск (на демонстрации военным холодной зимой 1987 года танк, простоявший более месяца на заводском дворе при 25° мороза, завелся даже без подогрева).
В ходе отработки 6ТД имел место любопытный эпизод: когда в 1985 году секретарем ЦК КПСС по «оборонке» был назначен Л.Н. Зайков, прежде первый секретарь Ленинградского обкома, он прибыл в Харьков для знакомства с ходом дел. На показе техники на заводском полигоне присутствовали военные во главе с начальником ГБТУ генерал-полковником Ю.М. Потаповым и представители МОП. Для сравнительной оценки представлены были Т-80 с двигателем ГТД-1000Т и дизельный танк (это был опытный Т-64А с 6ТД). В зимних условиях при морозной погоде танкам предстояло пройти трассу с препятствиями из боевой готовности №1 (двигатели прогреты, танки готовы к движению, как предписано в боевых условиях). По команде на танках завели моторы и один тут же рванулся вперед, преодолел крутую горку и, набирая скорость, ушел на полигон. Другой с работающим двигателем все стоял на месте, привлекая всеобщее внимание. Наконец и он тронулся с места и, посвистывая, поравнялся с комиссией. Высокопоставленный куратор, удовлетворенно улыбаясь, заметил: «Да, налицо явное преимущество ГТД: Т-80 уже скрылся за горизонтом, а этот, с дизелем, только трогается с места». Сопровождающие тоже не могли скрыть улыбок - дело было в том, что первым двинулся дизельный танк, успевший уйти из вида, а мимо проходила как раз газотурбинная «восьмидесятка».


...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.