Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне. Часть 1

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 7-2007 г. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне. Часть 1
(72 страницы, 73 фотографии, чертежи, цветные фотографии)
История создания и боевого применения советских бронепоездов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ «КАТЮШИ»

Помимо реактивных установок, смонтированных на бронеплощадках уже упоминавшихся выше бронепоездах 31-го дивизиона «Козьма Минин» и «Илья Муромец», имелись и другие железнодорожные «катюш».
Впервые предложение о вооружении бро-неплощадок реактивными минометами выдвинул начальник отдела бронепоездов ГАБТУ КА полковник Чабров. Еще в конце октября он провел консультации с командующим гвардейскими минометными частями Аборенко-вым и конструкторами завода «Компрессор» о возможности изготовления «экспериментальных минометных установок, смонтированных во вращающихся башнях бронепоезда». Однако видимо от этого варианта пришлось отказаться, так как 13 ноября 1941 года Чабров направил начальнику отдела строительства бронепоездов НКПС Кононову следующую записку:
«Необходимость увеличить настильность артогня побуждает отдел бронепоездов ГАБТУ ориентироваться на новый вид минометного вооружения - М-8 и М-13, изготовляемый заводом «Компрессор», который по нашему запросу дал свое принципиальное согласие на разработку и изготовление экспериментальных минометных установок на 2-осных 20-тонных платформах.
Данный вид вооружения является допол- 61. Артиллерийская бро-нительным к применяемому на легких броне- неплощадка бепо «Козьма поездах, и будет устанавливаться на контроль- Минин» со сварным корпу-ных платформах, предусмотренных табелем сом из 45 мм брони (АСКМ).
бронепоезда. Прошу Вашего заключения и согласия на размещение заказа указанному заводу изготовить в порядке эксперимента минометные установки М-8 в количестве 10 шт., а также Вашего распоряжения перебросить в адрес завода, имеющего подъездные пути, 10 шт. 2-осных платформ».
Одновременно предложение о вооружении бронеплощадок «катюшами» было доложено начальнику ГАБТУ Федоренко, который, в свою очередь направил на рассмотрение в Государственный комитет обороны проект постановления об изготовлении подобных единиц.
Там не заставили себя долго ждать - 20 ноября 1941 года И. Сталин подписал постановление ГКО № 924 «Об изготовлении бронепоездов с минометными установками реактивного действия». Согласно этому документу бронировку платформ вел вагоноремонтный завод имени Войтовича в Москве, а монтаж реактивных установок - завод «Компрессор» наркомата минометного вооружения.
Не дожидаясь изготовления бронеплощадок заводом имени Войтовича, ГАБТУ КА в качестве эксперимента решило смонтировать установки М-8 на бронеплощадки ПВО строящихся в Горьком и Муроме бепо «Козьма Минин» и «Илья Муромец». На этих бепо монтаж «катюш» завершили к концу февраля 1942 года.
А выполнение постановления ГКО на заводе имени Войтовича и «Компрессоре» затянулось - первый сдал бронеплощадки лишь к 5 февраля 1942 года, а монтаж вооружения на них завершился к 15 июля.
В документах управления бронепоездов ГАБТУ бронеплощадки получили обозначение «КС-80 с минометными установками» и «КС-81 с минометными установками» (М-13 и М-8 соответственно). Обе они монтировались на базе 2-осных 20-тоных платформ. КС-80 вооружалась одной установкой М-13 с «24 направляющими длиной 5 м, угол возвышения 45 град., горизонтальный ЗбО град., максимальная дальность стрельбы - до 9 км, боекомплект - 48 снарядов (погреб закрытого типа)».
На вооружении платформы КС-81 имелось «две установки М-8 длиной L м, направляющих 36, угол возвышения 45 град., горизонтальный ЗбО град., максимальная дальность стрельбы - до 5,5 км, боекомплект - 228 снарядов (два погреба закрытого типа)».
Бронирование платформ составляло 13 (прикрытие установок) и 26 мм (рубка управления огнем).
После завершения изготовления бронепло-щадок с реактивными устанонками начальник управления бронепоездов генерал-майор Чернов* 15 июля 1942 года направил следующее предложение начальнику ГАБТУ КА:
«Во исполнение постановления ГКО № 9240сс от 20.11.1941 года построено 7 бро-неплощадок с установками PC:
5 бронеплощадок с установками М-8 (по две на платформе);
* Назначен в январе 1942 года вместо снятого с этой должности полковника Чаброва.
2 бронеплощадки с установками М-13 (по одной на платформе).
Прошу Вашего распоряжения из имеющейся матчасти сформировать минометный дивизион численностью в 164 человека в составе двух минометных бронепоездов:
Первый бронепоезд - 3 бронеплощадки с установками М-8, всего 6 установок;
Второй бронепоезд - 4 бронеплощадки (2 с установками М-8,2 с М-13), всего 6 установок.
Для ПВО дивизиона в состав каждого поезда включить по одной зенитной платформе с двумя 37-мм пушками, которые одновременно используются как средство противотанковой защиты бронепоездов.
Минометный дивизион используется как резерв командующего фронтом (армией) для выполнения огневых задач (массированный огневой налет) в полосе железных дорог».
Однако это предложение не нашло поддержки, и бронеплощадки с «катюшами» поступили на вооружение 39, 62 (с установками М-8) и 57-го (М-13) отдельных дивизионов бронепоездов, при этом дивизионам присваивалось наименование «особых», чем подчеркивалось наличие в них реактивных установок.
Испытания и боевое использование бронеплощадок КС-80 и КС-81 выявили невысокие характеристики реактивных железнодорожных установок: при стрельбе платформы сильно раскачивались, что снижало точность и кучность огня. Поэтому дальнейшие работы по созданию подобного вооружения для бронепоездов не производились.


...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.