Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

"Клим Ворошилов": Сделано в Ленинграде. 1940-1941

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 1-2009 г. "Клим Ворошилов": Сделано в Ленинграде. 1940-1941
(72 страницы, 60 черно-белых и 6 цветных фотографий, чертежи, схемы, таблицы)
История производства советского тяжелого танка КВ на Кировском заводе в Ленинграде в период с января 1940 по октябрь 1941 года.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕГО ВИДА

В заключение расскажем немного о внешних отличиях танков KB различных периодов выпуска.
Ходовая часть. KB производства Кировского завода оснащались траками шириной 700 мм. Начиная с машины У-10 ввели траки с усиленными, более высокими, перемычками. В июле 1941 года траки еще раз усилили, в частности, появились дополнительные ребра с наружной стороны у углубления под клык. В конце августа часть машин получила гусеницу из комбинированных траков с гребнем - без гребня. Такое мероприятие было связано с упрощением конструкции и технологии изготовления танков КВ.
На машинах установочной партии, июльского и, возможно, части танков августовского выпуска устанавливались штампованные опорные катки с внутренней амортизацией, имевшие в диске восемь отверстий, служивших для вентиляции резиновых амортизаторов. В августе 1940 года число отверстий в диске сократилось до шести. В таком виде катки выпускались до июня 1941 года, когда потребовалось их усиление в связи с экранировкой KB и возросшей массой машины. Для уменьшения деформации обода катка отказались от внешнего ряда отверстий (их было 12 штук). Однако широкого распространения данная конструкция не получила - KB без отверстий в дисках опорных катков встречаются не очень часто.
Примерно с 13-15 июля 1941 года в производство пошел опорный каток, обод и диск которого изготавливались из литых деталей. Это было связано прежде всего с разгрузкой дефицитного прессового оборудования и увеличением выпуска танков. Внешне каток из литых деталей отличался наличием на ободе 12 ребер, располагавшихся между отверстиями. Они служили для усиления конструкции, а также облегчения процесса литья.
Поддерживающие катки на ленинградских KB встречаются двух видов: литые, с шестью ребрами жесткости, и штампованные, без ребер. Последние устанавливались на танки с марта 1941 года. Причем на литых встречаются крышки двух типов: шестигранная, со скругленными углами (ориентировочно на машинах выпуска до октября 1940 года), и круглая.
Крепление колпака ведущего колеса осуществлялось 16-ю болтами, а в августе 1941 года их число уменьшилось до 12 (по три через один). На машинах выпуска 1940 года очиститель ведущего колеса (грязеочиститель) собирался на болтах из двух деталей, что приводило к его поломками при движении танка по тяжелым грунтам. В начале 1941 года его конструкцию усилили, и теперь он отливался одной деталью. Корпус танка. В ходе производства 1940-1941 годах конструкция корпуса не претерпела каких-то серьезных изменений. Главным образом вносились доработки, связанные с упрощением его производства или изменением монтажа вооружения. Так, начиная с танка У-11 (или У-12) отменили установку броневых кожухов защиты сеток для засоса воздуха к двигателю, что позволило увеличить на 2 градуса угол снижения орудия Л-11 при стрельбе на корму.
Со второй половины октября 1940 года люк-пробку в лобовом листе (для пулемета ДТ) заменили шаровой установкой (начиная с танка № 3706). Таким образом, без постоянной установкой ДТ в лобовом листе изготовили 102 КВ-1 и 24 KB-2 (включая первую машину У-0). На машинах установочной партии, июльского и августовского выпуска (на КВ-2 точно) количество гужонов в уголке на стыке нижнего и верхнего передних листов корпуса составляло 34 (17 сверху и 17 снизу). В сентябре (или конце августа) 1940 года их число сократилось до 22 (11 сверху и 11 снизу), а с середины июля 1941 года (примерно с 13-15) -до 16 (8 сверху и 8 снизу).
В июле 1941 года люк механика-водителя вместо штамповки стал изготавливаться из плоского листа и монтироваться практически заподлицо с крышей. Это было связано с тем, что при обстреле часто происходило заклинивание люка штампованной конструкции. Кроме того, в конце июля - начале августа 1941 года изменилась форма крышки моторного отделения - вместо выпуклой она стала плоской - это было связано с отменной штамповки и упрощением конструкции.
Малые башни КВ-1. На танки установочной партии ставили так называемые круглые штампованные башни, собиравшиеся из нескольких штампованных деталей на гужонах и сварке. Они были достаточно сложными и трудоемкими, поэтому уже с 1 июля 1941 года в производство пошла башня упрощенной конструкции, называемая в документах граненой. Без существенных изменений внешнего вида она находилась в производстве больше года. Что касается круглых башен, то их получили 15 танков установочной партии (У-0, У-5,У-6,У-7,У-8,У-9,У-Ю,У-11,У-12,У-13,У-14, У-15, У-16, У-17 и У-19). Начиная с машин У-18 и У-20 в серию пошла граненая башня. Но было одно исключение. Во время испытаний первого образца большой пониженной башни для КВ-2 в октябре 1941 года ее установили на машине У-7. При этом круглую башню У-7 (с пушкой Л-11) смонтировали на одном из серийных танков октябрьского выпуска, в лобовом листе корпуса которого уже была шаровая пулеметная установка. Пока не удалось установить номер этой машины, известно лишь то, что ее отправили в Киевский Особый военный округ. Впоследствии на У-7 поставили граненую башню с Л-11, а большую пониженную смонтировали на одном из КВ-2 ноябрьского выпуска (предположительно А-3718).
В 1940 году существовало два варианта орудийной маски Л-11. На ранней отсутствовала планка под стволом орудия, имелся паз под средний болт крепления (с правой стороны по ходу) и болт сверху. Точно не удалось установить, до какого периода ставились такие маски. С большой долей вероятности можно сказать, что их отменили не позднее конца сентября 1940 года.
На более позднем варианте маски Л-11 присутствовала планка-перемычка под стволом, но отсутствовали паз вместе со средним болтом и болт сверху.
На танках установочной партии, прошедших модернизацию на Кировском заводе, вместо пушки Л-11 монтировали Ф-32. Таким образом, получился некий гибрид: круглая башня и маска с орудием Ф-32. Таких танков было 11 штук.

...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.