Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Танк Т-34: харьковская эпопея

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

№ 3-2009 г. Танк Т-34: харьковская эпопея
(72 стр., 77 ч/б фото и чертежей, таблицы)
Производство танка Т-34 на заводе №183 в Харькове, экспериментальные танки и другие машины на его основе.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...

В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

В июне 1941 года завод № 183 перевыполнил план на 30%, сдав вместо 130 тридцатьчетверок 170 (82 линейных и 88 радийных). С началом войны вводился в действие мобилизационный план, а управление сосредоточили на заводском командном пункте. Директор завода Ю. Максарев вспоминал о начале войны следующее:
«Несмотря на то, что многие заводчане впервые же дни войны уходили на фронт, и с каждым днем людей оставалось все меньше, завод работал ритмично и задание выполнял. Инженеры и служащие трудились в две одиннадцатичасовые смены с часовым перерывом на обед. В цеха возвратились бывшие на пенсии ветераны, пришли жены фронтовиков и подростки из ремесленных училищ и школ ФЗО. Ни продолжительный рабочий день, ни затемнение и работа в ночное время, осложнявшие нашу жизнь, не сказывались на производительности труда,. Наоборот, она возрастала изо дня в день».
За июль 1941 года на заводе № 183 испы-тывалось сдаточными пробегами 212 Т-34, из которых 209 приняли после первого пробега и 3 после второго (из них одна сборки июня, вторичное испытание после замены двигателя).
По утвержденной программе, в июле 1941 года завод № 183 должен был сдать 250 тридцатьчетверок, фактически же было принято под пломбу 209, что составляло 83,6% плана. В документах отмечалось, что в течение третьей декады июля конвейер работал с большими перебоями «из-за не обеспечения своевременной подачи:
- моторов (отсутствие вентиляторов из-за необеспеченности металлом на изготовление лопаток);
- коробками перемены передач (перебои в заготовке картеров, а также недостаток шестерен на участке сборки КПП из-за необеспеченности заготовками);
- отсутствие дисков и ступиц балансирных колес (задержка в механической обработке);
- перебои с поступлением траков для сборки гусениц, не обеспечено СТЗ. ХТЗ производство не освоил.
На август запланировано сдать 300 машин и запчастей главным образом ротного комплекта А-34 примерно на 2.000.000 рублей».
Помимо увеличения выпуска танков, завод № 183 занимался и модернизацией тридцатьчетверок, внося в их конструкцию изменения по улучшению характеристик. Так, 21 июля 1941 года директор завода № 183 Максарев сообщил в наркомат среднего машиностроения о мерах по увеличению запаса топлива на танках Т-34:
«Завод № 183 разработал чертежи на установку 5 дополнительных бачков кроме ранее установленных четырех таких же серийных бачков. Разработаны чертежи на установку 90-литрового бака внутри танка (забронирован) и двух небронированных на корме. Приказ по производству на установку еще пяти серийных бачков спущен с заказа № 260026. Приказа по заводу о производстве 90-литрового (забронированного) бака и двух кормовых еще нет. Таким образом, общая емкость топлива на танке примерно выразится:
1. Запланировано на серийном танке - 460 л.
2. Ставилось в 4-х дополнительных бачках -33,5 х 4 = 130 л (небронированные).
3. На вводимых 5-ти дополнительных бачках-33,5x5= 165 л.
4. На вводимом броневом баке - 90 л (внутри танка).
5. На водимых 2-х кормовых 2 х 100 = 200 л.
Итого примерно 1045 л».
Пятью днями позже, 26 июля 1941 года, на завод пришла телеграмма за подписью заместителя наркома среднего машиностроения Акопова:
«Разрешаю производить забронирование бака на 90 литров и дополнительную установку двух небронированных съемных баков на корме».
Для обеспечения выпуска тридцатьчетверок в конструкторском бюро завода № 183 в спешном порядке велись работы по упрощению конструкции танка и удешевлению его производства. Особенно сильно это коснулось корпуса и башни машины.
Дело в том, что особенностью конструкции танков Т-34 выпуска 1940 - первой половины 1941 годов являлось большое разнообразие толщин используемых в конструкции бро-нелистов: 10, 13, 15, 20, 25, 30, 40 и 45 мм. При этом все основные детали толщиной 40-45 мм по всем свариваемым в стык кромкам имели выборку в «четверть» и «замок», для выполнения которых требовалась строжка и фрезеровка, а следовательно использование дефицитных станков.
Башня состояла из отдельных, очень сложных штампованных деталей, требовавших сложной механической обработки. Допуски в деталях были такими, что все требовали по кромкам механической обработки. Из-за отсутствия достаточного парка металлообрабатывающих станков нельзя было внедрить оптимальную технологию и большинство операций проводилось полукустарно, и только благодаря высокой квалификации рабочих и инженерно-технического персонала удалось в сравнительно короткий срок освоить в производстве детали танка Т-34.
Поэтому с началом войны инженеры и конструкторы заводов № 183 и имени Ильича провели упрощение корпусных и башенных деталей, в ряде случаев отменили штамповку, строжку бортов, провели сокращение номенклатуры толщин бронелистов.
Как уже говорилось выше, в июле 1941 года у завода № 183 возникли проблемы с траками, так как начались перебои с их поставками с СТЗ. Вот тут на помощь своему «младшему брату» пришел так и не увидевший свет Т-34М Дело в том, что при организации серийного производства последнего планировалось отливать траки для него на Харьковском тракторном заводе, который для этого строил специальный цех. В июне 1941 года на ХТЗ поступила документация на литой трак Т-34М шириной 500 мм (а не 450 мм, как пишу! некоторые авторы, в документах этот трак так и назывался «пятисотмиллимегро-вый»), имевший более развитую, по сравнению с тридцатьчел верочным, поверхность. В последующем за характерную форму грунтозацепов его стали именовать «шевронный трак». В начале июля Харьковский тракторный произвел первые отливки таких траков, и в конце месяца первые Т-34 завода № 183 получили гусеницы из «шевронных* траков. При этом военная приемка специальное оговаривала, чтобы при отгрузке в войска танковые роты комплектовались машинами с одним типом траков («шевронный» или «плоский»), так как они между собой были не взаимозаменяемыми.


...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.