Внимание! С 01.11.2012 г. изменился телефон нашей редакции. Новый телефон: +7 (495) 981-46-19. Офис редакции находится по прежнему адресу.

Содержание:


Главная страница
Об издательстве
Готовятся к печати
Каталог
Прайс-лист
Как приобрести
Архив
Форум
Ссылки

Язык/Language:
 Русский  Switch to English 

Контакты:


Адрес:
125015, Москва, ул.Новодмитровская, д.5А, офис 1601.
Тел./факс:
(495) 981-46-19
Тел.:
(916) 650-47-37
e-mail:
1945maks@mail.ru
magazine@front.ru

Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Часть 2. Черноморский флот.

[ Аннотация ] --- [ Фрагмент текста ] --- [ Избранные иллюстрации ]

Аннотация

БИБЛИОТЕКА "ФРОНТОВОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ"
"Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Черноморский флот". (96 стр., 110 фото, схемы). Издание посвящено боевым действиям подводных лодок Черноморского флота 1941 - 1944 гг.

[ В начало страницы ]

Фрагмент текста

...

В годы Великой Отечественной войны подводники Чернорноморского флота совершили 204 торпедные или артиллерийские атаки вражеских и нейтральных судов. 141 из них по докладам командира закончилась уничтожением или повреждением цели. Эта информация, естественно, нуждается в подтверждении и уточнении по архивным материалам наших бывших противников или хотя бы по историческим работам зарубежных исследователей. Опираясь на их данные к настоящему времени выявлены результаты 152 атак, в результате которых были потоплены 12 транспортных судов (39670 брт), 2 буксира, 3 баржи, 6 быстроходных десантных барж (БДБ), паром «Зибеля». рыболовный катер, а также 19 болгарских и турецких шхун или каботажных судов. Гибель БДБ «F 418» (17.10.1943 затонула у Ак-Мечети после попадания нескольких торпед, выпушенных нашими самолетами-торпедоносцами и, возможно, подлодкой «С-31») нуждается в дополнительном исследовании. Еще 5 транспортов (23520 брт; дважды включен ТН «Фируз»/«Фредерик» торпедированный ПЛ «Щ-216» 6.8.1943 и «Л-4» 11.5.1944), 1-2 БДБ и паром получили повреждения. Установленные результаты применения подлодками минного оружия составили 1 болгарский транспорт (2304 брт), 1 румынскую баржу (1332 т). 1 минзаг, 1 БДБ, 1 катер и, возможно, еще 1 БДБ и 1 герм. баржу.
Материалами противника подтверждается успешность 45 атак. В еще 68 случаях услышанные или увиденные взрывы, если верить зарубежным архивам и ученым, происходили на глазах у атакуемых кораблей, но не сопровождались поражением целей Для таких случаев в настоящей работе использовано определение «мнимые успешные атаки». 39 раз обе стороны фиксировали промахи. Оставшиеся 52 атаки якобы не были зафиксированы противником вообще.
Их можно условно разделить на три подгруппы. Во-первых, это «несомненно безуспешные» — 23 случая, когда командиры наших лодок промахивались и их торпедные залпы оставались незамечены. Во-вторых, это «несомненно успешные». Их 6, а именно: уничтожение огнем «Щ-214» неизвестной шхуны у Босфора в новогоднюю ночь 1942 г., уничтожение еще трех шхун этой же лодкой в мае — июне 1942 г. при помощи подрывных зарядов, артогня и тарана (капитаны двух шхун были доставлены в Батуми, третий - допрошен на борту и отпущен), потопление неизвестной БДБ артиллерией «С-33» 12.5.1944 (перед потоплением с баржи снят кормовой флаг, захвачен автомат и шинель) и, наконец, потопление турецкой шхуны в результате обстрела с «Щ-209» 26.7.1944 (все 7 членов экипажа шхуны были приняты на лодку). В-третьих, это 23 «неподтвержденных успешных» случая. Именно эта подгруппа является потенциальным источником для пополнения боевого счета черноморских подводников. Попытаемся дать их краткий анализ.
В 1941 г. ни одного такого случая нет, зато в 1942 их насчитывается уже шесть (две атаки «М-111» в течение 27.11.1942. ее же атака 26.12, атака «М-113» 26.8, «С-33» - 22.9 и «Щ-205» -5.8). Есть все основания считать, что во всех указанных ситуациях объектами атак становились именно германские корабли и суда. На это указывает, в частности, районы атак и состав конвоев, куда традиционно, по докладам наших подводников входили сторожевые катера. Кораблями именно такого класса противник не располагал и обычно за них принимались моторные тральщики типов «раумбот» либо «флюсраумбот» (речной «раумбот» немецкой Дунайской флотилии). В то же время румынские ВМС располагали единственным типом катеров — торпедными, но их к эскортированию конвоев не привлекали. Любопытно отметить. что практически все атаки, предпринятые нашими подлодками против кораблей румынских ВМС так или иначе были ими зафиксированы С учетом вышесказанного можно смело предположить. что основная причина «неподтвержденности» наших атак в 1942 г - это недобросовестное ведение журналов боевых действий немецкими морскими штабами, либо невнимательное изучение данных журналов зарубежными историками.
Данная мысль отчасти подтверждается при анализе «неподтвержденных успешных» атак в 1943 г. В трех из 12 случаев (атаки «С-33» 22.9, «М-117» 25.11 и «Щ-201» 4.12) «незаметивший» атаки противник сбрасывал на лодки глубинные бомбы. В то же время нельзя не отметить, что 7 из 12 «незафиксированных» атак находятся на счету конкретной подводной лодки и конкретного командира – «М-117» Астана Кесаева, удостоенного звания «Герой Советского Союза». Еще 2 такие атаки, произведенные в 1943 г. на счету «Щ-201» капитана 3 ранга П.И.Парамошкина.
...

[ В начало страницы ]

Избранные иллюстрации



[ В начало страницы ]

(С) "Стратегия КМ". ------ Дизайн: Андрей ' Drew ' Городков.